О расчете нормируемых расходов (просмотров: 6329)
Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров» (далее - Указ № 398) утверждены нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.
В соответствии с Указом № 398 исчисление норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), или валового дохода за отчетный период.
Таким образом, Указом № 398 установлено, что для определения норм по перечисленным расходам следует использовать показатель выручки (валового дохода), применяемый в законодательстве о бухгалтерском учете.
Согласно п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 181 (далее - Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации»), выручка от реализации - денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.
В соответствии с п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации» выручка от реализации отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации:
- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки товаров, готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления):
Дебет счета 62 и другие счета учета расчетов,
Кредит счета 90.
- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг:
Дебет счетов 50, 51, 52, 55, счета учета расчетов и др.,
Кредит счета 90.
В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 (с изменениями и дополнениями), выручка учитывается по кредиту субсчета 90-1 «Выручка от реализации». Начисленные суммы НДС, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в соответствии с законодательством, учитываются на отдельном субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Таким образом, законодательством о бухгалтерском учете установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) включает в себя НДС, а следовательно, нормы расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги рассчитываются от выручки с учетом налога.
При определении размера перечисленных расходов, подлежащих отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении, возникает вопрос, принимается валовый доход с учетом НДС либо без него?
Многие специалисты высказывают мнение, что валовой доход в данном случае следует принимать с учетом НДС. Насколько верно такое утверждение?
Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 22, валовой доход торговли определен как показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности (превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени).
В письме Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2002 г. № 15-10/105 указано, что валовой доход у торговых и снабженческо-сбытовых предприятий определяется следующим образом: выручка - НДС - покупная стоимость товара.
Общеизвестно, что валовой доход в торговле представляет собой реализованную торговую надбавку, устанавливаемую организацией на товар при формировании его отпускной цены. Торговая надбавка устанавливается на покупную стоимость товара без налога на добавленную стоимость, поэтому валовой доход не включает в себя НДС. Совершенно очевидно, что, поскольку торговая надбавка не включает в себя НДС, в валовом доходе его тоже нет.
Данный вывод подтверждается и налоговым законодательством. Так, в постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23 января 2008 г. № 11 «Об утверждении формы налоговой декларации (расчета) о суммах исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, уплачиваемого в 2008 году, и некоторых вопросах ее заполнения» (с изменениями и дополнениями) указано, что при реализации приобретенных товаров организациями, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания, сумма валового дохода в строке 1 налоговой декларации указывается как разница между выручкой от реализации этих товаров и стоимостью их приобретения с учетом фактически произведенных расходов на приобретение, комиссионного оборота, сумм налогов и сборов, уплачиваемых из выручки в соответствии с законодательством.
Иным образом дело обстоит с нормированием расходов на проведение обязательного аудита. Отметим, что в соответствии с подп. 4-2.12 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями) к прочим затратам относятся расходы организации по оплате консультационных и информационных услуг, а также обязательного аудита в пределах норм, установленных Президентом Республики Беларусь.
Статьей 3 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями, далее - Закон № 3373-XII) установлено, что обязательный аудит - аудит, обязательность проведения которого установлена настоящим Законом и другими законодательными актами.
Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- открытых акционерных обществ;
- банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
- бирж;
- коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- страховых организаций, страховых брокеров;
- резидентов Парка высоких технологий;
- иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.
В случае проведения контролирующими органами проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц, за исключением резидентов Парка высоких технологий, эти лица освобождаются от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в части, проверенной данными органами.
Кроме того, юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита.
Также не проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями; далее - Указ № 67) установлено, что расходы организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании, а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в пределах норм согласно приложению к Указу № 67.
Для расчета расходов на проведение обязательного аудита, подлежащих отнесению на затраты, принимается объем выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в проверяемом году с учетом НДС.
Под проверяемым годом в случае проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается год, за который проводится такой аудит, в других случаях - год, в котором проводится обязательный аудит.
При этом организации общественного питания, торговые и снабженческо-сбытовые организации при определении расходов на обязательный аудит используют показатель валового дохода от реализации товаров (продукции собственного производства) с учетом налога на добавленную стоимость в части, приходящейся на валовой доход.
Таким образом, Указом № 67 установлено, что для целей нормирования расходов на проведение обязательного аудита, относимых на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, для перечисленных организаций принимается валовой доход с учетом НДС в части, приходящейся на валовой доход. Однако в Указе № 398 данная норма (в части увеличения валового дохода на сумму НДС) отсутствует. Следовательно, при нормировании расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги принимается валовой доход без увеличения на сумму НДС в части, приходящейся на валовой доход. При этом выручка принимается с учетом НДС.
И.М. Кинцак, заместитель директора по аудиту СООО "Правильная компания"