Критерии перехода на упрощенную систему налогообложения (просмотров: 17378)
С 1 июля 2007 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 (далее - Указ № 119) и утвержденное им Положение об упрощенной системе налогообложения (далее - Положение № 119).
Рассмотрим порядок налогообложения деятельности предприятий с применением трех вариантов упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
В соответствии с Положением № 119 уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением перечисленных в п. 7 Положения № 119:
- налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
- государственной пошлины;
- регистрационных и лицензионных сборов;
- оффшорного сбора;
- гербового сбора;
- налога на доходы от операций с ценными бумагами;
- налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
- обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Кроме того, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется общий порядок уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, соответствующих критериям, указанным в абз. 1, 2 ч. 1 подп. 4.1 Положения № 119.
Также необходимо отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, продолжают исполнять обязанности налоговых агентов, в т.ч. удерживать НДС по услугам, оказываемым нерезидентом Республики Беларусь.
В соответствии с п. 2 Положения № 119 не имеют права применять УСН организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие подакцизные товары;
- производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- занимающиеся игорным бизнесом;
- осуществляющие:
- лотерейную деятельность;
- туристическую деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;
- деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий.
Также лишены возможности перехода на УСН:
- организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую (страховые организации, в т.ч. общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков) и банковскую деятельность (банки и небанковские кредитно-финансовые организации);
- организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
- индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Остальные организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН при одновременном соблюдении критериев средней численности работников за каждый месяц и валовой выручки.
Субъекты хозяйствования, имеющие право перехода на УСН, можно разделить на три категории.
К первой категории относятся организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки тех и других за первые девять месяцев года, предшествующего году, с которого планируют применение упрощенной системы, не превышает 450 млн руб.
Данные субъекты после перехода на УСН имеют возможность пользоваться всеми льготами, установленными Указом № 119, например:
- не уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- вести книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему.
Ставка налога для первой категории плательщиков составит 10 % от валовой выручки.
Вторую категорию субъектов хозяйствования, имеющих право перехода на УСН, составляют:
- организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки и тех и других превысил 450 млн руб., но не более чем на 1500 млн руб.;
- организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15, но не более 100 человек, если размер их валовой выручки также не превысил 1500 млн руб.
Данные субъекты имеют все льготы, установленные Указом № 119, однако должны уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в общем порядке и обязаны вести обычный бухгалтерский учет и отчетность.
Ставка налога для второй категории плательщиков составит 8 % от валовой выручки.
Третью категорию субъектов хозяйствования составляют организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн руб. в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания.
Ставка налога для третьей категории плательщиков составит 20 % от валового дохода.
Для всех категорий субъектов хозяйствования, имеющих право перехода на УСН, объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.
Налоговой базой в соответствии с п. 10 Положения № 119 для первой и второй категории плательщиков признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.
В валовую выручку не включается выручка от продажи иностранной валюты и выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) по деятельности, подлежащей обложению единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.
В состав доходов от внереализационных операций в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями) включаются:
- дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь;
- выплаты участнику (акционеру) организации при ее ликвидации, выходе (исключении) участника (акционера) из состава участников (акционеров) организации, отчуждении участником (акционером) доли (части доли, акций) в уставном фонде организации, производимые в денежной или натуральной форме и размере, превышающем сумму его взноса (вклада) в уставный фонд, определенную без учета сумм, указанных в подп. 2.2 ст. 35 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. При этом размер выплат участнику (акционеру) и сумма его взноса (вклада) подлежат пересчету в доллары США по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на день выплат и на день внесения взноса (вклада);
- выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации хотя бы одного из участников (акционеров);
- доходы от операций по сдаче в аренду, в т.ч. финансовую аренду (лизинг), имущества;
- доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, а также процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете, если настоящим Законом не установлено иное;
- суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров;
- поступления в счет возмещения организации убытков;
- стоимость (суммы) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежных средств, иных ценностей (в т.ч. основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг);
- стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;
- суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности;
- положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в порядке, установленном законодательством, если иное не установлено настоящим Законом;
- положительные суммовые разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской или кредиторской задолженности;
- стоимость товаров или иного имущества, полученного при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (в т.ч. путем их демонтажа или разборки), объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен;
- плата, поступившая за участие в торгах (тендере);
- положительная разница, возникающая между стоимостью имущества, полученного (переданного) в заем, и стоимостью имущества, переданного (полученного) при погашении этого займа;
- суммы, поступившие по долгам, ранее списанным как нереальные для взыскания;
- суммы НДС, ранее отнесенные во внереализационные расходы в связи с отсутствием документов, обосновывающих применение ставки НДС в размере ноль (0) процентов по истечении 90 дней с даты отгрузки товаров в Российскую Федерацию, в случае последующего поступления такого подтверждения;
- другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), поступившие в собственность плательщика.
Для третьей категории субъектов хозяйствования налоговой базой является валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой, определяемой в соответствии с Указом № 119, и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период.
Следует иметь в виду, что при расчете средней численности работников за каждый месяц должны учитываться не только штатные работники самого предприятия (т.е. так называемая списочная численность), но и работники филиалов, представительств, внешние совместители и лица, выполнявшие для субъекта хозяйствования работы по гражданско-правовым договорам.
С учетом приведенных норм Положения № 119 рассмотрим порядок расчета налогов по УСН и без нее (см. таблицу).
Исходя из анализа приведенной информации, можно сделать вывод, что переход на УСН выгоден предприятиям с высоким уровнем рентабельности, а также предприятиям, которые являются плательщиком инновационных фондов (особенно в строительстве), экологического налога (в т.ч. налога на импорт и производство тары из стекла, пластмассы и картона), налога на землю.
В данном случае переход на УСН позволит уменьшить себестоимость реализованной продукции, товаров, услуг по причине невключения в нее:
- инновационного фонда - характерно для строительства;
- налога на импорт и производство тары из стекла, пластмассы и картона - для предприятий производителей, а также импортеров;
- налога на землю, налога на недвижимость - для предприятий, имеющих дорогостоящие основные средства (здания, сооружения);
- налога с продаж - для предприятий розничной торговли.
Следует обратить внимание, что выручка в трех случаях применения УСН рассчитывается с учетом внереализационных доходов и расходов. Кроме того, предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, часто сталкиваются с проблемой отражения во внереализационных доходах курсовых разниц (например, в случае роста евро) и для планирования возможности перехода на УСН данным субъектам хозяйствования следует производить расчет прогнозного показателя выручки с учетом возможных внереализационных доходов.
Какую упрощенную систему выбрать предприятию?
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что для предприятий розничной торговли общественного питания с невысоким уровнем торговой надбавки (до 50 %) наилучший вариант - применение УСН с уплатой 20 % от валового дохода.
В случае если уровень торговой надбавки достаточно высок, предпочтительнее применение УСН с 10 или 8 %.
В данном случае субъект хозяйствования должен определить для себя выгодно ли ему платить НДС.
Если в силу своей специфики организация оказывает услуги (аудиторские, юридические, бытовые, проектно-изыскательские работы и т.п.) и сумма ее материальных затрат невелика, то выгоднее применять УСН со ставкой 10 % (без НДС). Это происходит благодаря тому, что НДС, имеющийся к вычету у данных организаций, невелик.
Однако если предприятие занимается торговлей и имеет достаточно большой входной НДС к зачету по поступившим товарам или материалам и услугам, то предприятию целесообразнее переходить на УСН с уплатой 8 % (с НДС). В данном случае стоимость товаров не увеличится на стоимость входного НДС по товарам (как в случае применения 10 %), а будет взята к зачету. Следует обратить внимание, что в случае, если субъект хозяйствования признает себя плательщиком НДС, то в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) при принятии НДС к зачету предприятие обязано вести книгу покупок, форма которой и порядок заполнения которой определяются Инструкцией о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 5 февраля 2007 г. № 22 (с изменениями и дополнениями).
Н.М. Вариотская, генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании ЗАО "Аудитория"