О заполнении формы государственной статистической отчетности 1-ф «Отчет об использовании денежных средств» в 2008 г. (просмотров: 2398)
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (далее - Закон), который законодательно закрепляет и реализует в налоговой практике комплекс мер, направленных на оперативное совершенствование системы налогообложения Республики Беларусь, утверждена новая форма государственной статистической отчетности 1-ф «Отчет об использовании денежных средств», которая вводится в действие начиная с отчета за январь-март 2008 г.
Форма государственной статистической отчетности 1-ф «Отчет об использовании денежных средств» квартальной периодичности утверждена постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 5.
Вышеуказанную форму обязаны представлять следующие юридические лица: коммерческие организации (кроме организаций, отчитывающихся по форме 1-МП «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 сентября 2007 г. № 224, и банков); некоммерческие организации (кроме бюджетных организаций), осуществляющие производство продукции, работ, услуг для реализации, со среднесписочной численностью работников за год 16 человек и более; обособленные подразделения указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс.
Следует отметить, что юридические лица не включают в отчет входящие в их состав обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, которые самостоятельно отчитываются в органы государственной статистики.
Отчет юридического лица (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) должен включать данные по обособленным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и находящимся на балансе юридического лица (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс).
Форма 1-ф содержит показатели по отдельным видам налогов и сборов, отчислений в целевые бюджетные фонды, перечень местных налогов и сборов, которые определяет, устанавливает и вводит Закон, и заполняется по данным аналитического и синтетического бухгалтерского учета.
В раздел I «Расходы на непроизводственную сферу» показывается общая сумма расходов организации на содержание объектов непроизводственной сферы, осуществляемых организацией за счет собственной прибыли.
Следует обратить внимание, что в стр. с 02 по 09 данного раздела показываются расходы на содержание объектов непроизводственной сферы, находящихся на балансе отчитывающейся организации, и не включаются данные по объектам, не относящимся к социальной сфере, а также расходы по содержанию объектов, не находящихся на их балансе. Средства, поступившие из бюджета, внебюджетных фондов, от физических лиц и направленные на покрытие расходов на содержание объектов непроизводственной сферы, в разделе I не показываются.
Статистические показатели о расходах на содержание объектов непроизводственной сферы: по стр. 02 «здравоохранения и отдыха»; 03 «физической культуры»; 04 «социального обеспечения»; 05 «образования», 06 «из них детских дошкольных учреждений»; 07 «культуры»; 08 «жилищно-коммунального хозяйства», 09 «из них ведомственного жилья» должны соответствовать данным дебета соответствующих субсчетов к счету 29 бухгалтерского учета «Обслуживание производства и хозяйства» за вычетом средств, поступивших из бюджета и от физических лиц на возмещение затрат, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, т.е. данных дебета счетов бухгалтерского учета 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с кредитом счетов бухгалтерского учета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по соответствующим кредиторам (физическим лицам) и 86 «Целевое финансирование» по соответствующему виду финансирования.
Организации, относящиеся к отрасли здравоохранения, не заполняют стр. 02, физической культуры - стр. 03, образования - стр. 05, культуры и искусства - стр. 7. Однако эти организации могут заполнять другие строки этого раздела, если они имеют на своем балансе объекты непроизводственной сферы.
По стр. 06 отражаются только расходы организации на содержание детских дошкольных учреждений, за исключением начисленной платы родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях и поступлений из бюджета на покрытие расходов. Данную строку заполняют организации, имеющие на своем балансе детские дошкольные учреждения. Данные по этой строке должны быть равны дебетовому обороту субсчета бухгалтерского учета 29-4 «Содержание детских дошкольных учреждений» за вычетом платы родителей и средств, поступивших из бюджета на содержание детских дошкольных учреждений.
Данные по стр. 10 «Расходы на создание и приобретение программного обеспечения и баз данных для электронных вычислительных машин» должны соответствовать дебету счета бухгалтерского учета 97 «Расходы будущих периодов» по соответствующему виду расходов при приобретении или создании программного обеспечения и баз данных для электронных вычислительных машин.
Необходимо обратить внимание на показатели по стр. 11 «учреждениям, которые обеспечивают получение среднего специального образования» и 12 «учреждениям, которые обеспечивают получение высшего образования». В них отражается только оплата организацией получения их специалистами платного среднего или высшего образования. По таким строкам не должна отражаться, например, оплата курсов повышения квалификации работников и других мероприятий. Данные этих строк должны соответствовать данным счета бухгалтерского учета 51 и банковских выписок о перечислении средств учреждениям среднего специального и высшего образования за платное получение образования специалистами отчитывающихся организаций.
По стр. 13 «Доходы, полученные от сдачи имущества в аренду» организации должны отражать доходы за вычетом всех расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества, т.е. коммунальных платежей, амортизации, налогов и отчислений в бюджет и других расходов. Данные по этой строке должны соответствовать данным счета бухгалтерского учета 90 «Реализация», когда это является предметом деятельности организации, и данным счета бухгалтерского учета 91 «Операционные доходы и расходы», когда это не является предметом деятельности организации.
Принятие Закона повлекло за собой изменения в разделе II формы «Платежи в бюджет».
Первичные статистические данные разд. II «Платежи в бюджет» должны соответствовать данным аналитического учета или субсчетов по соответствующим налогам к счетам бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 75 «Расчеты с учредителями».
Указанные в государственной статистической отчетности суммы фактически перечисленных налогов в бюджет (без учета налоговых санкций и пени) должны соответствовать данным дебета счетов бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетами бухгалтерского учета 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (если налог был уплачен другой организацией - покупателем продукции или удержан налоговыми органами с организации-покупателя), 90 «Реализация» (за счет погашения дебиторской задолженности на основании сообщения из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
В разд. II «Платежи в бюджет» организация должна отразить данные о фактически уплаченных в отчетном периоде суммах платежей в бюджет с учетом зачетов, произведенных инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, и налогах, уплаченных другой организацией в счет оплаты за товары, работы, услуги.
Если организация уплатила какой-либо налог сверх причитающегося по расчету, а инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь осуществила по просьбе организации зачет излишне уплаченной суммы (о чем имеется письменное уведомление) в счет уплаты другого налога, то фактическая уплата должна быть отражена в государственной статистической отчетности с учетом такого зачета.
По стр. 39 «Налог на добавленную стоимость» отражаются данные об уплаченной в бюджет за отчетный период сумме НДС с учетом налога, уплаченного при ввозе на территорию Республики Беларусь.
Пример 1
В отчете по форме 1-ф за январь-март 2008 г. организация по стр. 39 «Налог на добавленную стоимость» отразила 6000 млн руб.
Сумма налоговых вычетов по НДС за январь-июнь
2008 г. составила 5000 млн руб. и подлежит возврату в общеустановленном порядке. Из суммы НДС, подлежащей возврату из бюджета, организации засчитывают уплату иных налогов, начисленных за период.
НДС, уплаченный при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, равен 500 млн руб.
Как необходимо заполнить стр. 39 формы 1-ф?
В отчете за январь-июнь 2008 г. в форме 1-ф по стр. 39 «Налог на добавленную стоимость» организация должна отразить 1500 млн руб. (6000 млн руб. (отражены в отчете по форме 1-ф за январь-март
2008 г.) - 5000 млн руб. (налоговый вычет) + 500 млн руб. (уплачено при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь)). 5000 млн руб., зачтенных в счет уплаты других налогов, организация должна отразить по соответствующим строкам исходя из видов налогов, в счет уплаты которых произведен зачет.
Пример 2
В отчете за январь-март 2008 г. организация по стр. 39 «Налог на добавленную стоимость» отразила 5000 млн руб. В мае
2008 г. Инспекция Министерства по налогам и сборам вернула организации 6000 млн руб. Включаются ли в разд. II формы со знаком «минус» суммы налогов, возвращенные налоговыми органами на расчетный счет организации?
Если организация уплатила налоги сверх причитающегося по расчету, а налоговые органы осуществили возврат излишне уплаченной суммы на расчетный счет организации, то сумма возвращенных налогов включается в разд. II со знаком «минус». В данном примере по стр. 39 необходимо отразить минус 1000 млн руб. (5000 млн руб. (отражено в отчете за январь-март 2008 г.) - 6000 млн руб. (налоговый вычет)).
В форме 1-ф введены новые позиции по следующим платежам в бюджет:
- в соответствии со ст. 6 Закона по стр. 38 «Налог при упрощенной системе налогообложения» отражаются данные о суммах уплаченного налога от валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за налоговый период организацией от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций;
- в соответствии со ст. 24 Закона по стр. 42 «Отчисления части прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь» отражаются данные о перечисленных в республиканский бюджет в фонд национального развития высокорентабельными организациями части прибыли (дохода) по результатам работы за 2007 г. сверх части прибыли, исчисленной и перечисленной в бюджет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (с изменениями и дополнениями);
- в соответствии со ст. 4 Закона по стр. 49 «Сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств» отражаются данные о суммах уплаченного владельцами (пользователями) автомобильных транспортных средств Республики Беларусь, выполняющими международные перевозки пассажиров и грузов, сбора за получение разрешения на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств. До получения разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств сбор уплачивается плательщиками в белорусских рублях путем перечисления их на расчетный счет Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь либо наличными денежными средствами в установленном порядке.
Кроме того, следует обратить внимание на стр. 40 «Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции», которую должны заполнять только организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственная организация или организация, имеющая на своем балансе подсобное сельскохозяйственное производство).
По стр. 56 «Платежи во внебюджетные фонды» отражаются платежи в государственный внебюджетный фонд гражданской авиации (Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2003 г.
№ 465) и др.
При составлении отчета необходимо уточнить правильность заполнения стр. 57 «Прочие налоги, сборы и отчисления в бюджет». По этой строке организации должны отразить суммы уплаченных патентных пошлин; сбора за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; консульских и других сборов; арендной платы за землю; платы за использование мест размещения наружной рекламы; арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества, перечисленной в бюджет; платы за лесные пользования и другие налоги и неналоговые платежи, уплаченные в бюджет и неотраженные в разд. II.
В стр. 57 не включаются данные о сборах, поступающих в организации от физических лиц, таких как курортный сбор, сбор с владельцев собак.
Данные стр. 58 «Экономические санкции в бюджет» должны соответствовать дебету счета бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчета «Расчеты по санкциям» и соответствующего субсчета счета бухгалтерского учета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или счетов бухгалтерского учета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Реализация» (за счет погашения дебиторской задолженности на основании сообщения из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
С.С. Панкевич, экономист